Реклама

ads header

«В 33 мой ангел-хранитель доверил мне заботиться о себе самому — теперь стараюсь оправдать его доверие»

Корреспондент: Татьяна Вишневская, Фото: Егор Шиндин


О потусторонних силах на сцене и в жизни, роли случая в актёрской судьбе, первом воспоминании о Гродно и сложностях профессии корреспондент «За Кавай» поговорил с известным российским актером Андреем Соколовым.

  «Сниматься в фастфуде не могу» Экзистенциалистская пьеса Сартра о загробной жизни, в которой палачами становятся соседи по комнате. В чём сложность работы над ролью морального убийцы?

 — «За закрытой дверью» — постановка мистическая, приоткрывающая перед зрителем завесу потустороннего. Этот спектакль уже стал легендой сцены, живой классикой. Гораздо сложнее — сделать из роли модификацию, которая будет интересна. Зал всегда разный, поэтому каждый раз спектакль играется по-новому. Он — как хорошее вино — становится со временем лучше, каждый раз я нахожу в нём всё больше смыслов. Требуется время, чтобы понять: мы похожи на героев этой конфликтной ситуации, всю жизнь являясь заложниками друг друга.

Насколько вы избирательны в ролях и есть ли у вас заветная, ещё не сыгранная роль?

 — Каждая роль — заветная. Дело не в том, как она называется — важна личностность, масштаб. Каждый актёр надеется сделать любую роль яркой, но играть надо так, чтобы она становилась нарицательной. Хороших ролей априори мало. Приходится принимать условия игры. У меня больше ста ролей в кино, но наступил момент, когда я понял, что сниматься в фастфуде не могу.

Вы стали народным артистом России, снимаете и продюсируете фильмы. Какую ещё сферу хотите освоить? Некоторые из ваших коллег покоряют Голливуд.

 — После съёмок «Маленькой Веры» такая возможность была. Я мог реализовать её и сейчас, но заглядываю в паспорт — и смотрю на это скептически. У меня осталось приблизительно 15 рабочих лет, и я не хочу растрачивать их там. Не планирую осваивать ничего нового и хочу сосредоточиться на съёмках своей картины. Уверен, в будущем мне хватит образования для новых задумок. Важнее получать удовольствие от жизни.

Актёрство — нервная профессия. Как удаётся сохранять внутреннюю гармонию?

 — Всякий человек может произносить слова из сценария, но артист собирает для роли определённый психофизиологический набор. Актёрам непросто удержать нервное равновесие — они всегда ходят по лезвию ножа и зависят от режиссёра. Но к балансу нужно стремиться не только в профессии, но и во всём своём существовании. Я бы ввёл в театральных вузах курс психологической адаптации, чтобы после первого порыва схватиться за любую работу, молодые актёры могли сказать «нет» в первую очередь своему трудоголизму. Я по-разному справлялся с эмоциональными нагрузками и, наоборот, со сложными периодами без работы. Но своим детям я бы не пожелал такой профессии.

«Для кого-то всю жизнь остаёшься нужником» 12 лет назад вы снимались в сериале «Смерш», съёмки которого проходили в Гродно. Чем запомнился город?

 — Здесь я сломал ногу. Поэтому в первую очередь помню свои костыли, которые мне прислали из Минска. А ещё впечатлили съёмки на разрушенном заводе. На нынешних гастролях мне удалось погулять по Гродно. Хотел найти места, где мы снимали «Смерш», но мы ушли в центр.



Какие подарки поклонников запомнились больше всего?


 — Знак внимания гораздо важнее стоимости. Мне, например, запомнились банки с огурцами, которые поклонники дарили в конце 90-х. А вот женщин нужно баловать, и если есть возможность, то незачем ограничивать себя в фантазиях. В своё время я подгонял пожарную машину под окна девушки, чтобы подарить ей цветы.


Хотелось бы исправить ошибки бурного прошлого?

— Не хотел бы лишиться куража юных лет, но было бы здорово исправить ошибки, которые я допустил в отношениях с людьми. Сейчас у меня есть те, с кем можно падать лицом в салат, потому что я прошёл с ними полжизни. А для кого-то можно так и остаться нужником. Для меня были очень показательны отношения с Игорем Тальковым: когда мы познакомились, испытывали огромный интерес друг к другу, но держали дистанцию. Потом я понял, что мы боялись ошибиться друг в друге. Сейчас с каждым годом всё сложнее чему-то удивляться, но меня всё ещё поражают отношения людей: и личностные, и общественные.


У вас растёт дочь. Чему вы бы хотели научить её?

Моя работа и её воспитание — это две стороны медали, где я пытаюсь удержаться на ребре. Видимся мы не так часто, как хотелось бы, но созваниваемся ежедневно. Я бы хотел уберечь её, научить избегать ошибок, которые допустил сам, но это невозможно — она набьёт свои синяки. Там, где я смогу ей помочь, предостеречь и подстраховать — сделаю всё возможное. Главное, чтобы она твёрдо стояла на ногах и была счастлива.

«Замучили «зелёные», которые не понимают, что охота — это искусство» Вы заядлый охотник и рыболов. Как удаётся совмещать гастроли и любимое хобби?

— Чаще всего я тотально занят, и такие поездки случаются в кратких промежутках между работой. Время, проведённое на охоте и рыбалке, не идёт в счёт жизни. Меня замучили «зелёные», которые не понимают, что это искусство. Попробовав этот вид отдыха хотя бы раз, не можешь от него оторваться. Поэтому в моём списке трофеев есть все разрешённые законом виды.


Вы ещё пишете стихи. На пороге весны появляется вдохновение?

 — Достигнув определённого возраста, человек начинает любить каждый день. В молодости я любил осень, но сейчас не хватает тепла. Поэтому с приходом весны я чувствую приток жизненных сил. А вдохновение не зависит от времени года: это поток, вибрация, которую нужно уловить, и она исходит от внутреннего состояния.


Первое высшее образование получили в инженерно-технологическом институте. Пригодились ли знания из этой области?

 — Мой первый заработок был не гонораром за съёмки — я работал слесарем-сантехником. С тех денег я купил родителям стиральную машину, которая, кстати, работает до сих пор. Профессия инженера не пригодилась мне в дальнейшей работе, а вот умение выстроить логику происходящего помогает. Кроме того студенческие годы подарили мне друзей, с которыми мы общаемся до сих пор. Но само по себе образование не является признаком главного в человеке — ума и порядочности.


Насколько большую роль в вашей актёрской судьбе сыграл случай?


 — Мой творческий дебют состоялся по его воле. В студенческие годы я был завидным женихом — у меня была своя машина, на которой я подвозил девушку на киностудию имени Горького. До этого слышал, что оказаться в кино можно, попав на глаза режиссёру в нужный момент. И пока моя спутница была на пробах, я активно прогуливался по этажам, заглядывая во всевозможные двери. За одной из них ждал успех, и вскоре я снялся в картине «Она с метлой, он в чёрной шляпе».


Удача улыбалась не только в профессии: вы не раз говорили, что чувствуете присутствие ангела-хранителя…


Однажды я не полетел на самолёте, который разбился под Саратовым. Ещё утром я прибыл на нём из Пензы… Это настоящее чудо, и оно было в моей жизни не единожды. Но в 33 года мой ангел-хранитель доверил мне заботиться о себе самостоятельно. Теперь я стараюсь оправдать его доверие.

Комментариев нет